Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»
Утверждаю:
Зав. МДОУ №5 «Радуга»
Чистякова И.Г:____________
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОДНОЕ СЛОВО»
(Возраст детей: 4-6 лет, срок реализации: 2 года)
Составитель:
Терехина Надежда Николаевна,
воспитатель
Программа принята
на педагогическом совете,
Протокол № _____ от ________
г. Тутаев
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
Цели, задачи программы………………..……………………………………………………..4
Комплексно-тематический план организованной образовательной деятельности………..5 Диагностика речевого развития……………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………………..11
Пояснительная записка.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, проявляющаяся в
способности к познанию, саморазвитию и построению личности через диалог с
окружающим миром.
В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и
диалог как важнейшие составляющие коммуникативной деятельности.
Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок
гармоничного развития личности.
Осваивая разнообразные средства и формы речи, существующие в языковой культуре,
ребенок проявляет творчество: играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует,
создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции.
Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и бесконечное множество
понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов,
логику и философию языка.
К.Д.Ушинский называл родное слово «…величайшим народным наставником,
удивительным педагогом, лучшим истолкователем окружающей природы и жизни».
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: *Ухудшение состояния здоровья детей.
* Существенное сужение объема живого общения взрослых и детей.
* Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, проявляющийся либо в необоснованной интенсификации, либо в равнодушном отношении к нему.
* Существенную роль играет глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, порождающее языковую распущенность, хаос и бессмыслицу.
Специально проведенные исследования утверждают, что более половины детей (55%) приходят в 1 класс в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения именно из-за недостаточной форсированности устной речи.
Сегодня, как никогда для педагога особенно важно пробудить у детей интерес к звучащему слову, научить почувствовать его истинный «вкус» и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки, выдумки, практического опыта.
Цель работы по программе «Родное Слово» – воспитание любви и интереса к родному языку. Основным принципом является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития на каждом возрастном этапе: воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря, усвоение грамматических форм, развитие связной речи.
В средней группе занятия построены по тематическому принципу.
Тематика занятий разнообразна – это времена года, мир животных и растений, явления
общественной жизни, предметный мир.
В старшей группе усвоение родного языка происходит через приобщение к истокам русской национальной культуры.
В программе разработана система занятий на учебный год для каждой возрастной группы, представлена методика диагностики речевого развития, а также подобран богатый дидактический материал: речевые игры, упражнения, художественное слово. Если мы с ранних лет будем усваивать с детьми уроки русской лексики, то сумеем превратить их речь из мутной и неразборчивой – в чистую и прозрачную, красивую и правильную, глубокую и точную, богатую и изящную.
Цели и задачи программы.
Средняя группа.
Цель: Воспитание любви и интереса к родному языку. Задачи:
• Обогащать словарный запас тематическими группами слов.
• Закреплять понятие «обобщающее слово».
• Формировать представления о смысловой стороне слова.
• Совершенствовать умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.
• Учить составлять предложения.
• Закреплять различные способы словообразования.
• Формировать представление о структуре текста (начало, середина, конец).
• Обучать построению рассказов разных типов: описание, повествование, рассуждение.
• Развивать фонематический слух. Способствовать формированию правильного произношения.
Старшая группа.
Цель: Совершенствование речевого развития через приобщение к
истокам русской народной культуры.
Задачи:
• Обогащать словарный запас, используя все виды устного народного творчества.
• Учить постигать красоту русского языка, понимать языковые выразительные средства.
• Упражнять в различных способах словообразования.
• Активизировать связную монологическую и диалогическую речь в беседах по исследуемой теме, побуждать к составлению творческих рассказов.
• Способствовать познавательному и нравственному развитию
Комплексно-тематический план.
Средняя группа.
Лексическая тема «Осень».
1 .«Я найду слова везде».
Стих. «Играем в Слово».
Д/и «Слово на ладошке», «Кто больше назовет слов».
2.«3агадки с грядки».
Чтение: Тувим «Овощи».
Загадки : «Ты на грядке их ищи».
Составление описательного рассказа об овощах.
Пальчиковая гимнастика «Чищу овощи для щей».
3.«Осень в сад к нам пришла».
Загадки о фруктах.
Составление описательного рассказа о фруктах.
4.«Мы идем в осенний лес, полный сказок и чудес».
Беседа «Этажи леса». Загадки о деревьях, грибах, ягодах.
Дин. Пауза «Ветер дует нам в лицо…».
5.Народный фольклор «Осенины».
Заучивание заклички «Осень-осень, в гости просим…»
Пословицы, поговорки, народные приметы.
6.«Перелетные птицы».
Загадки о птицах.
Чтение: «Скворушка прощается».
Пальчиковая игра «Десять птичек стайка».
7.«Ходит осень по дорожкам…»
Рассматривание картин русских художников.
Чтение стихов об осени.
8.«Как звери готовятся к зиме».
Чтение рассказа «Ежинька и Белочка».
Загадки о животных.
Дин. пауза «Зарядка зверей».
Лексическая тема «Дом»
9.«Какие бывают дома».
Д/и «Кто где живет».
Построение монолога «Дом, в котором я живу».
Дин./пауза «Гномы строят новый дом».
10. «Мебель».
Составление рассказа «Комната куклы Кати».
Д/и «Что для чего?».
Дин./пауза «Мы – ребята-мастера».
11.«Посуда».
Чтение: К.Чуковский «Федорино горе».
Составление описательного рассказа о посуде.
12.«Домашние электроприборы».
Чтение стихов о правилах пользования электрическими приборами.
Д/и «Закончи предложение».
Лексическая тема «Транспорт».
13 «На чем люди ездят».
Чтение: Г.Снегирев «Я путешествую».
Д/и. «Кто чем управляет».
14.«Наземный транспорт».
Беседа о транспорте специального назначения «Машины спешат на помощь».
Чтение: С.Михалков «Моя улица».
15.«Воздушный и водный транспорт».
Чтение: В.Маяковский «Эта песенка моя про моря и про маяк».
Составление описательного рассказа об игрушке (кораблик самолет).
Лексическая тема: «Зима».
16 «Здравствуй, гостья-зима».
Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о зиме.
Заучивание стих. «Вот пришла зима серебристая».
17 «Нам праздник веселый зима принесла».
Творческое рассказывание: «Сочиним сказку про деда Мороза».
Чтение стихов про Новый год.
18 «Зимующие птицы».
Чтение: Аким «Покормите птиц зимой».
Составление описательного рассказа «Ворона и воробей» ( в сравнении).
19 «Зимовье зверей».
Чтение: Скребицкий «Зимняя страница».
Составление рассказа «Как звери зимуют».
20 «Зимние забавы».
Заучивание стих. Суриков «Вот моя деревня».
Дин./пауза «Лепим мы снеговика», «Я мороза не боюсь».
Лексическая тема: «Уроки этики».
21.«Доброе слово лечит, а худое калечит».
Чтение: Мошковская «Я свою маму обидел». Кузнецов «Мы поссорились с подружкой». Психогимнастика «Настроение».
Д/и « Кто больше назовет ласковых слов».
22. «Маленькое дело лучше большого безделья».
Чтение: Пермяк «Для чего руки нужны».
Пословицы и поговорки о труде.
23 «В нашей группе все дружны».
Чтение: Берестов «Петушки» Михалков «Два барашка».
Обсуждение ситуаций «Как нужно поступить».
Лексическая тема «Азбука здоровья».
24. «Окошки в мир».
Беседа «Как мы познаем окружающий мир».
Составление описательного рассказа о предметах по схеме «Органы чувств».
25. «Советы Айболита».
Составление рассказа-диалога «На приеме у врача».
Беседа «Правила поведения в больнице».
26. «Если хочешь быть здоров».
Беседа о физкультуре и спорте.
Загадки о спорте и спортивных принадлежностях.
Дин./пауза «Мы – сильные».
Лексическая тема «Что за прелесть эти сказки».
27. Русские народные сказки.
Обучение пересказу и диалогической речи.
Инсценировки отрывков из любимых сказок .
Викторина по русским народным сказкам.
28. Сказки русских и зарубежных писателей. (А.Пушкин , Г.Х. Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро).
Д/и «Сундучок с потерянными вещами» «кто так говорит» «Угадай сказку по словам».
Лексическая тема «Весна».
29. «Полюбуйся, весна наступает!»
Чтение: Скребицкий «Четыре художника».
Заучивание заклички «Идет матушка-весна».
30. «Первоцветы»
Загадки о весенних цветах.
Составление описательного рассказа по схеме.
31. «Летят перелетные птицы»
Чтение: Ушинский «Ласточка».
Заучивание заклички «Уж вы пташечеи-щебетушечки».
Пальчиковая игра «Птички».
32. «Земля – наш общий дом».
Д/и «Живая и неживая природа».
Составление рассказа «Памятка поведения в природе».
Чтение стихов из цикла «Охрана природы».
Старшая группа.
1. «Что летом родится – зимой пригодится».
Беседа о лете .
Народные приметы, загадки о летних явлениях природы.
2. «Сентябрь – летопроводец».
Беседа о сентябре, его особенностях и приметах.
Заучивание заклинки «Осень-осень, в гости просим»!
3.«Осенний лес полон чудес».
Беседа о грибах и лесных ягодах. Загадки, пословицы о грибах.
4. «Вершки и корешки».
Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Загадки об овощах.
Составление описательных рассказов.
5. «Гуляй, да присматривайся».
Беседа «Здравствуй, листопад». Загадки о деревьях.
6. «Октябрь – грязник: ни колеса, ни полоза не любит».
Беседа о приметах октября, о народных обычаях и праздниках.
7. «Хлеб - всему голова.»
Беседа «Старинные способы уборки урожая».
Рассматривание картины Шишкина «Рожь».
Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Дикие животные в русских народных сказках».
Инсценировки любимых сказок.
Д/и «Хоровод сказочных героев».
9. «В гостях у Василисы премудрой».
Беседа «Ум – хорошо, два – лучше».
Загадки. Вопросы-шутки.
10. «Ноябрь – полузимник».
Народные приметы о ноябре.
Чтение стихов о поздней осени.
11. «Как рубашка в поле выросла».
Беседа «Русский народный костюм».
Стих. «Уж я сеяла ленок».
12. «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».
Беседа о Романовской овце.
Пословицы, поговорки.
Стих. «Прялица».
13. «Кузнечное ремесло».
Беседа «Доспехи и оружие русских воинов».
Рассматривание картины «Три богатыря».
14. «Декабрь год кончает, зиму начинает».
Беседа о признаках декабря.
Народные приметы.
Чтение: Никитин «Здравствуй, гостья-зима!»
15. «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Чтение : Л.Толстой. «Филиппок».
Пословицы, поговорки об учении, о книгах.
16. «Чудеса-кудеса».
Потешный фольклор. Небылицы. Загадки. Шутки.
17. «Новый год. Пришла коляда накануне Рождества».
Беседа о традициях празднования Нового года и Рождества в России.
Заучивание колядок.
18. «Январь – году начало, зиме – середина».
Беседа о признаках января.
Народные приметы.
Чтение: Одоевский «Мороз Иванович».
19. «Гончарные мастеровые».
Беседа о гончарных промыслах.
Составление описательного рассказа о глиняной посуде.
20. « Поет зима, аукает».
Зима – в русской поэзии.
Чтение: Есенин «Пороша».
21. «Сказка – ложь, да в ней намек».
Литературная викторина по русским народным сказкам.
Инсценировки.
22. «Февраль – лютень и бокогрей».
Беседа о признаках февраля.
Народные приметы.
Рассматривание картины: Грабарь «Февральская лазурь».
23. «Домашние животные – в русском народном фольклоре».
Загадки.
Чтение потешки «Уж как я свою коровушку люблю».
24. «Тот герой – кто за Родину горой».
Беседа о русских воинах.
Пословицы о патриотизме.
25. «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Стихи, пословицы , поговорки о маме.
Составление рассказа из личного опыта.
26. «Проводы русской зимы. Масленица.»
Беседа о празднике.
Чтение обрядовой поэзии.
Рассматривание картины: Кустодиев «Масленица».
27. «В гости к дымковским мастерам».
Беседа о дымковских игрушках.
Стихи, потешки.
Составление описательных рассказов.
28. «Увидел грача – весну встречай».
Беседа о русских обычаях встречи весны.
Заучивание заклички о весне.
Рассматривание картины: Саврасов «Грачи прилетели».
29. «Апрель -водолей».
Беседа о признаках апреля.
Народные приметы.
Рассматривание картины: Левитан «Весна – большая вода» .
Чтение: Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
30. «Труд человека кормит, а лень портит».
Чтение сказки «Семь Семионов». Пословицы о труде.
31. «Красная горка».
Беседа о Пасхе, о традициях гуляний на пасхальной неделе.
32. «Весенний день год кормит».
Беседа о мае, о весенних полевых работах. Народные приметы.
33. «Весна красна цветами».
Стихи, загадки о цветах.
Рассматривание картины: Кончаловская «Сирень».
Заучивание стих. Есенин «Черемуха».
Диагностика речевого развития
Средняя группа
Словарь
ФИ ребенка |
Родовидовые понятия |
Прилагательные глаголы |
Синонимы, антонимы |
Многозначимые слова |
Языковые образные средства |
|
|
|
|
|
|
Связная речь
Ф.И. ребенка |
Пересказ |
Диалог |
Сюжету рассказ |
Описание предмета |
Творческое рассказывание |
|
|
|
|
|
|
Диагностика речевого развития
Старшая группа
Словарь
ФИ ребенка |
Родовидовые понятия |
Прилагательные глаголы |
Синонимы, антонимы |
Многозначимые слова |
Языковые образные средства |
|
|
|
|
|
|
Связная речь
Ф.И. ребенка |
Пересказ |
Диалог |
Сюжету рассказ |
Описание предмета |
Творческое рассказывание |
Фонетика
ФИ ребенка |
Место звука в слове |
Слова с задан. звуком |
Твердые и мягкие согласные |
Звонкие и глухие согласные |
Ударение |
Выразительность речи |
|
|
|
|
|
|
|
Грамматика
ФИ ребенка |
Словообразование |
Сложные слова |
Родственные слова |
Согласов. Существ. +прилаг. |
Изменение по падежам |
|
Суффикс. спос. |
Прист.спос. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в д/саду М, 2005.
2. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества. М., 2002.
3. Ушакова О.С. Струнина Е. М. Придумай слово. М., 2007.
4. Арушанова Г.С. Речь и речевое общение. М., 1999.
5. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет Ярославль, 2003.
6. Парамонова Л.Г. Развитие словаря у детей дошкольного возраста. С-Петербург «Детство-пресс», 2007.
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1994.
8. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Волгоград, 2008
9. Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург, 1996.
10. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Екатеринбург, 1994.
11. Агеева И.Д. Загадки про слова. М., 2005.
12. Синицын В.А.Чтобы язык не заплетался. М, 2008.
13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М., 1988.
14. Пикулева Н. И. Слово на ладошке. М., 1995.
15. Носенко Н.И. Развитие речи в ДОУ в схемах и таблицах. М., 2009.