Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют формированию полноценной личности.
Среди детей, поступающих в детский сад, выделяется определенный % детей, у которых имеются речевые нарушения. Психическое развитие их не соответствует календарному возрасту. У детей отмечается замедленный темп психического и речевого развития, его качественное своеобразие. Для таких детей в нашем детском саду созданы речевые группы.
Коррекционно-образовательный процесс в таких группах несколько отличается от образовательного процесса в других группах. Специалисты работают в них по программе Н.В.Нищевой для детей с общим недоразвитием речи. Данная Программа соответствует ФГОС, позволяет не только улучшить речевую функцию детей, и овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Программа обеспечивает готовность к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Ведущий принцип – личностно-ориентированный подход к каждому ребенку
Кроме того, в Программе учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры и задания отбираются и разрабатываются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. Комплексное воздействие предусматривает взаимосвязь в работе логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей и специалистов медицинского профиля. Последнее очень важно для детей с ОНР I-II уровня речевого развития, как правило, имеющих в анамнезе нарушения со стороны ЦНС органического характера. Дети должны пройти обследование и получить при необходимости помощь такого специалиста, как детский невролог. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.
Документы, которые родители (законные представители) представляют на ПМПК.
1. Направление врача-психиатра.
2. Свидетельство о рождении ребенка (копия).
3. Подробная выписка из истории развития ребенка (взять у педиатра, наблюдающего ребенка в детской поликлинике по месту жительства).
4. Заключения специалистов образовательного учреждения (учителя-логопеда, педагога-психолога).
5. Педагогическая характеристика воспитателя, непосредственно работающего с ребенком.
6. Рисунки и другие результаты самостоятельной деятельности ребенка.